Волокно имеет значение

Когда мы говорим о дизайне свитера или других подобных изделий, то  выделяем 3 основных компонента: это, во-первых,  его конструкция и другие конструктивные элементы: длина, форма выреза горловины, силуэт и так далее,  во-вторых, -  материал, который используется в создании: это, конечно же, пряжа и какие-то другие отделочные материалы: бисер, паетки, нитки и тому подобное, и в-третьих, виды и структура самого полотна:  используемые узоры, вязки, орнаменты, в общем то, что задается схемами и техникой вязания. И эти три компонента объединяются в готовое изделие.

 Вы можете изменить любой из этих компонентов, влияя на то, как ваш будущий свитер будет выглядеть, убедившись в том, что он подойдет для вашего образа жизни и личных предпочтений.  И это до тех пор, пока вы думаете об этих вещах в правильном направлении.

Мы обычно не привыкли думать о свитерах таким образом, мы смотрим на красивое фото, влюбляемся в него и хотим связать.  Я думаю, по крайней мере, так было у меня, я влюбилась в ту сцену, которая была поставлена на фото, и какая-то часть моего мозга подумала, что я просто свяжу этот кардиган, и все в жизни будет таким же.

В глубине души я довольно практичный человек, и, действительно, стараюсь сделать свое вязание продуктивным. Так вот, я хочу помочь вам думать о своих свитерах так, как я и планировать свой проект таким образом, чтобы вам нравилось не только фото, но и готовый результат.

На что мы обращаем прежде всего, когда смотрим на вязаное изделие? Я, скорее всего, оцениваю в первую очередь вязку и  используемые узоры. Согласитесь, два одинаковых по конструкции кардигана, одной длины и с аналогичным вырезом горловины, но выполненные в разных техниках, будут восприниматься совсем по разному.  

Но первое, что вам нужно оценить, на самом деле, это конструкция и силуэт. Это то, что вы любите носить? Есть огромное количество нюансов, которые входят в принятие этого решения, и они заслуживают отдельного курса, в котором подробно можно рассмотреть все вязальные элементы, которые влияют на восприятие формы тела.  Это конструкция, силуэт, длина изделия, длина и форма рукавов, форма и размер выреза горловины, расположение узоров и отделочных элементов и многое-многое другое.

Следующим компонентом будет пряжа, вернее полотно, которое получится из этой пряжи. Как правило, именно пряжа в сочетании с используемыми узорами задает стилистику будущего изделия. 

Что вы хотите получить что-то от вашего полотна:  чтобы оно выглядело определенным образом, или двигалось определенным образом или вы чувствовали себя в нем определенным образом, -  все это - игра с волокном, из которого изготовлена пряжа. Поскольку все эти определения, которые мы используем, чтобы описать полотно: объемность, пластичность, драпируемость, блеск - исходят из волокна. Так что давайте потратим немного времени и поговорим о различных волокнах, которые наиболее часто используются в пряже для ручного вязания, и о том, что они дают нам.

Итак, давайте начнем с шерсти, так как она самая основная из всех других волокон. Шерсть любит большинство вязальщиц. Она имеет несколько свойств, которые действительно важны.  Важнейшееи из них - эластичность, иногда ее называют "памятью нити". Если вы растяните кусочек шерстяной нити, он вернется в свое первоначальное состояние. Это свойство помогает изделию хорошо выглядеть в течение долгого времени. Это одна из причин, почему так много людей без ума именно от шерсти. Кроме того, она довольно гладкая, ею легко вязать, она хорошо чувствуется в руке, нить при вязании немного пружинит, что помогает создавать довольно ровное полотно. Поэтому шерсть прекрасна. 

Единственное, что нет в шерсти - это драпируемости, из шерсти не получится подвижное и  обтекающее полотно.  Открытые кардиганы выглядят лучше, когда их полотно имеет немного подвижности, обтекания тела. И, если вы хотите добавить драпируемости пряжи, может быть в сочетании с шерстью, или самостоятельно, то наилучшей драпируемостью обладает волокно альпака, шелка, некоторых искусственных материалов, таких как бамбук или вискоза. У этих волокон достаточно собственной драпируемости.

Очень красивое, струящееся и подвижное полотно дает 100% шелк.  Он - не эластичный, если только что-то особенное не было сделано с ним при производстве. Он не пружинит, но дает великолепный матовый блеск и хорошую подвижность полотна.  Есть еще одна особенность у шелка - это четкий рисунок петли. Так что, если вы работаете с ажуром, текстурным узором или что-то в этом роде, то узор будет очень четким, ярко выраженным.

Альпака (не склоняется) - еще одно волокно, дающее красивое драпирующееся полотно, оно имеет тенденцию быть относительно скользким. В отличие от шелка, это волокно не дает четко выраженного рисунка узора, оно не имеет пружинистости, но все-таки более эластичное, чем шелк. Альпака и шелк - два вида волокна, которые надо иметь ввиду, если вы хотите получить хорошо драпирующее, струящееся полотно.

Полотно, выполненное из льна, имеет красивую подвижность. Большинство льняных нитей шероховаты, льняные полотна, как правило, очень легкие, красиво выглядит полотно, когда оно связано немного свободно. И лен - достаточно надежное волокно в плане стойкости к любому воздействию. Так что если вы хотите легкий, супер мягкий летний пуловер, то лен самое подходящее для этого волокно. Если использовать смесь льна с вискозой, то можно получить еще и драпирующееся полотно.

Хлопок - волокно, которое часто встречается, но редко кем любимое. Но тем не менее, у него есть прекрасные качества. Хлопок очень мягкий, очень приятен к телу,  гигроскопичен, дает четкий рисунок петли. Но хлопок - довольно тяжелое волокно и не имеет эластичности. Замечательный способ использовать свойства хлопка - это работать со смесями хлопка и других волокон. 

Вообще, работать со смесями волокон - очень хороший способ дать полотну качества разных волокон. Например, смесь шерсти с шелком имеет эластичность шерсти, блеск и драпировку шелка.  Погрубее будет выглядеть смесь шелка с хлопком, но это более летний вариант полотна.

Еще один момент, на который нужно обратить внимание, когда вы выбираете волокно для своего изделия. Например, вы хотите связать кардиган со жгутами. Жгуты требуют много дополнительной пряжи, и шерсть является хорошим вариантом для них, так как обладает хорошей эластичностью. Но такой кардиган лучше сделать на пуговицах.

Если же вы хотите связать открытый кардиган, полы которого будут колыхаться и красиво обтекать тело при ходьбе, то жгуты здесь будут лишними, драпирующееся полотно, которое идеально для открытых кардиганов, не будет держать структуру таких узоров.

У меня есть несколько  таблиц рекомендованного расхода пряжи, которые составляются авторами на основании опыта, расчетов и других данных, из книг еще советского издательства для детской, женской и мужской одежды для жакетов, пуловеров и безрукавок, я с удовольствием поделюсь ими.

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦЫ РАСХОДА ПРЯЖИ ДЛЯ ДЕТСКИХ РАЗМЕРОВ (Запасная ссылка)
СКАЧАТЬ ТАБЛИЦЫ РАСХОДА ПРЯЖИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ЖЕНСКИХ РАЗМЕРОВ (Запасная ссылка)
СКАЧАТЬ ТАБЛИЦЫ РАСХОДА ПРЯЖИ ДЛЯ ВЗОСЛЫХ МУЖСКИХ РАЗМЕРОВ (Запасная ссылка)
СКАЧАТЬ ТАБЛИЦЫ РАСХОДА ПРЯЖИ ОДНИМ АРХИВОМ (Запасная ссылка)

Я оформила их в виде удобных файлов, добавила инструкцию и пример использования. Они будут замечательным дополнением к вашей проектной тетради. Не забывайте, что эти таблицы носят рекомендательный характер.