Если рассматривать любое изделие целиком, то можно обнаружить нечто общее. Это, во-первых, наличие трех, образно говоря, цилиндров: корпуса и двух рукавов, во-вторых, у всех изделий есть отверстие для головы - вырез горловины.
По способу соединения корпуса и рукавов мы различаем 5 основных конструкций: втачной рукав, спущенное плечо, реглан, кокетка и цельнокроенный рукав.
Но есть и еще кое-что общее, на что нужно обратить внимание: это направление и спобоб вязания, а также поведение полотна при выполнении тех или иных приемах вязания.
Направление вязания
Первое, на что мы должны обратить внимание, в каком направлении будут связаны детали изделия. Различают три основных направления: снизу вверх, сверху вниз и поперек.
Безусловно, каждую из конструкций можно связать в любом направлении, причем разные детали конструкции - в разном направлении. Более того, к направлению вязания присоединяется еще и способ вязания: поворотными рядами или по кругу. Но все же ту или иную конструкцию чаще всего выполняют тем или иным способом.
Изделия конструкции "Втачной рукав" чаще всего вяжут в направлении снизу вверх отдельными деталями поворотными рядами. В этом случае в этой конструкции выделяют 4 основные детали: деталь спинки, деталь переда и две детали рукава. Иногда деталь переда и деталь спинки объединяют в одну деталь корпуса, которая вяжется по кругу до подмышек, а затем вязание разделяется на переднюю и заднюю части, которые вяжутся отдельно каждая поворотными рядами. Каждый рукав тоже можно вязать по кругу до уровня проймы, а далее верхняя часть рукава, называемая в этой конструкции окатом, вяжется поворотными рядами. Но в любом случае в этой конструкции присутствуют плечевые швы и швы по линии проймы. Если все детали полностью вяжутся поворотными рядами, то добавляются еще боковые швы и соединительный шов на каждом рукаве. Очень редко эта конструкция вяжется в направлении сверху вниз или поперек.
Изделия конструкции "Спущенное плечо" также чаще всего вяжут в направлении снизу вверх отдельными деталями, выполняя иногда корпус до подмышек и рукава до уровня проймы по кругу. Эта конструкция отличается от конструкции "Втачной рукав" тем, что имеет очень свободную степень посадки и облегания, в результате чего окат рукава видоизменяется и для расчета формирования деталей применяются другие методики расчета.
Иногда конструкции "Втачной рукав" и "Спущенное плечо" выполняют без швов по линии проймы - укороченными рядами от линии плеча вдоль линии проймы в направлении сверху вниз. Но я хочу отметить, что такой способ подходит не всем моделям и, кроме того, в результате получается нестабильная форма изделия.
Детали изделия всех видов конструкции "Реглан" чаще всего выполняются в направлении снизу вверх поворотными рядами. Различают детали переда и спинки и две детали рукава. Если корпус и рукава вяжут отдельными цилиндрами по кругу, то далее, как правило, за очень редким исключением, в верхней части тоже продолжают вязать по кругу. Но такой способ выполнения изделия по расчетам конструкции реглан я отношу уже к конструкции "Кокетка", именно по порядку выполнения и способу соединения корпуса и рукавов в единое целое.
Все конфигурации конструкции "Реглан" объединяет наличие швов вдоль линий реглана: по два со стороны переда и спинки. Эти швы в конструкции "Реглан" заменяют швы по линии плеча конструкции "Втачной рукав" и делают форму изделия менее стабильной.
К конструкции "Кокетка" будем относить все изделия, в которых корпус и два рукава объединяются общей кокеткой. В изделиях конструкции "Кокетка" условно выделяют 4 части: корпус, два рукава и кокетку. Условно, потому что швы соединения этих частей отсутствуют. При поперечном направлении вязания кокетки, ее выполняют отдельной деталью. Изделия конструкции "Кокетка" могут выполняться как в направлении снизу вверх, так и в направлении сверху вниз. И отличаться между собой изделия конструкции "Кокетка" будут приемами формирования верхней части. Стабильность формы изделия этой конструкции наименьшая.
Конструкция "Цельнокроенный рукав" стоит особняком от вышеперечисленных, так как в ней нет отдельных деталей корпуса и рукавов. Рукав в такой конструкции вывязывается вместе с корпусом и образует иногда одну большую деталь с отверстием для выреза горловины. Иногда это две детали: передняя и задняя части. Изделия с цельнокроенным рукавом отличаются между собой углом наклона рукава относительно оси корпуса, а также длиной и шириной рукава. Направление вязания изделий может быть разным. Как правило, это поперечное вязание: от линии низа одного рукава к линии низа другого. Либо - продольное. Если при продольном вязании конструкции с цельнокроенным рукавом выполняют две детали - переднюю и заднюю части, то, как правило, это вязание снизу вверх. Если при продольном вязании выполняют одну деталь, то это продольное вязание детали в направлении спереди назад или наоборот.
Поведение полотна
У всех пяти конструкций можно наблюдать различные силуэты корпуса, у одной конструкции чаще один, у другой - иной силуэт. Поэтому вне зависимости от конструкции общим свойством для деталей корпуса будет поведение полотна для придания ему формы. То же самое касается и рукавов.
Для придания силуэта корпусу и формы рукавам выполняют убавления и/или прибавления.
Здесь я хочу упомянуть о принципах убавления и прибавления петель, о том, как их ритм и местоположение влияют на форму детали, этому моменту в курсе отведен целый урок.
Для наглядности сравните три фотографии ниже, на которых изображена условная деталь с одинаковым количеством петель по верхней линии, по нижней линии, и с одинаковым количеством рядов.
Во всех трех случаях количество и даже ритм убавлений одинаковы, а форма у всех разная. На форму детали повлияло местоположение этих убавлений. Как вы поняли, форму детали можно придавать не только количеством и ритмом убавлений и прибавлений, но и их местоположением, которое, кроме всего прочего, влияет и на размеры разных частей детали.
Интересный эффект изделию придает диагональное вязание, когда направление петельных столбиков полотна не совпадает с направлением вязания детали.
В первой части курса мы подробно рассмотрим формирование силуэта для корпуса с учетом поведения полотна, а также формы рукава, так как принципы сужения и расширения полотна и для корпуса, и для рукава одинаковы. Поговорим и о том, какое влияние на расчет конструкции оказывает использование тех или иных узоров в сочетании с лицевой гладью.
Резюме:
На формирование деталей каждой конструкции оказывают влияние направление вязания, способы выполнения деталей (круговое или поворотными рядами), поведение полотна при различных приемах вязания и использовании тех или иных узоров.